Разработка мероприятия для начальных классов
«Сказка –ложь, да в ней намёк…»
Выполнила учитель
начальных классов
2 категории Яцык И.В.
Время проведения : 20 мая 2011 год.
Место проведения : кабинет начальных классов
2011 год
Цель : духовно-нравственное воспитание детей посредством мудрости и образов русских народных сказок.
Задачи:
- Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров.
- Формирование потребности самовоспитания своих морально-волевых качеств.
- Формирование уважения и послушания
- Развитие театральных данных у детей, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Возраст участников: 8-12 лет. С 1 по 4 класс.
Время и место проведения : специальная (коррекционная) школа №3 VIII вида 20мая 2011год.
Продолжительность: 40 минут
Инструменты и оборудование: иллюстрации к сказкам, театральные костюмы, девиз мероприятия, три предложения (намеки из сказки) .
Ход мероприятия:
Девиз праздника: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
А.С.Пушкин.
Вступительная беседа
У.- Что такое сказка?
Д.- повествование о вымышленных, фантастических событиях.
У.- Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.
У.- Какие бывают сказки по содержанию?
Д.- О животных, волшебные.
У.- Как вы понимаете смысл девиза к утреннику?
(Сказка- это вымышленные, фантастические события. Поэтому и говорят «ложь». Намек-слово или выражение, заставляющее догадываться о том, что имеет в виду говорящий, но не желает полностью высказать.)
Значит, в сказках есть не только уроки ,но и намёки.
Какие уроки и какие намёки содержит сказка? Попытаемся их найти и разгадать.
Учитель загадывает детям загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (КОЛОБОК).
Учащиеся 2 класса показывают инсценировку сказки Колобок.
Жили - были дед да баба...
Говорит как-то дед бабе: "Испеки-ка баба колобок!"
А баба ему и отвечает: "Да ты что, старый! У нас уж, почитай, неделю муки нет!"
А ты баба пойди по сусекам поскреби,
по амбару помети! Авось, наберется муки-то
на колобок!
Вот пошла баба -по сусекам поскребла, по амбару помела...
Наскребла все-таки муки на колобок!
Испекла баба колобок.Положили колобок на окошко остывать...
А колобок прыг за окно - и пошел себе, куда глаза глядят...
Идет гуляет, песни распевает, гусей да кур пугает:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!"
Встретился колобку заяц-попрыгаец.
И говорит ему:
"Колобок , колобок! Я тебя съем!"
А колобок ему в ответ:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
А от тебя, заяц, и подавно уйду!"
И покатился себе дальше.
Встретился колобку волк-зубамищелк.
И говорит ему:
"Колобок , колобок! Я тебя съем!"
А колобок ему в ответ:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!
Я от деда ушел и от бабы ушел!
Я от зайца ушел,
А от тебя, волк, и подавно уйду!"
И покатился себе дальше.
Встретился колобку медведь косолапый.
И говорит ему:
"Колобок , колобок! Я тебя съем!"
А колобок ему в ответ:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
Я от зайца ушел, от волка ушел,
А от тебя, медведь, и подавно уйду!"
И покатился себе дальше.
Встретилась колобку Лиса Патрикеевна.
И говорит ему:
"Колобок , колобок! Я тебя съем!"
А колобок ей в ответ:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
Я от зайца ушел, от волка ушел, от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!"
А лиса и говорит: "Ах, как интересно! Плохо я слышать стала. Сядь ко мне на нос, да расскажи еще разок!"
Колобок обрадовался, что его послушали,прыгнул лисе на нос и запел:
"Я по сусекам скребен, по амбару метен, в печку сажен, на окошке стужен!"
А лиса подбросила его носом, пасть раскрыла
и проглотила.
У.- Посмотрите на доску. Прочитайте предложения , которые там записаны.
(«Если ты никого не слушаешься, то, сколько бы не хитрил и сколько бы не убегал- тебя всё равно съедят” . « Легко пришло, легко и ушло». ««Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ».) Некоторые из этих предложений стали пословицами. Давайте подберем пословицу к сказке Колобок.
Д.- Если ты никого не слушаешься, то, сколько бы не хитрил и сколько бы не убегал- тебя всё равно съедят.
У.- Какой урок мы возьмем из этой сказки?
Д.- Нужно слушаться взрослых, маму и папу.
У.- Правильно ребята. Некоторые дети убегают от родителей, из школы. И с ними случаются различные неприятности. Дети попадают под колеса машин, погибают в пожарах. Доверчивые дети попадают в руки маньяков. Родители и учителя любят вас, оберегают от неприятностей и желают только добра.
У.- Послушайте следующую загадку:
Стоит в поле маленький домик,
В нем живет не гномик.
В нем живут зверюшки
Мышка и лягушка,
Волчонок и зайчонок,
Лисенок, медвежонок.(Теремок)
Инсценировка сказки « Теремок» учащимися 3 класса.
Теремок
Стоит в поле Теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и
спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
У.- Ребята, давайте подберем пословицу к сказке «Теремок» и возьмем из этой сказки урок.
Д.- Легко пришло, легко и ушло.
У.- Как нашли звери теремок, легко или трудно?
Д.- Легко.
У.- А что случается с тем , что нам легко дается? Мы не ценим, не бережом, то что легко достается. В итоге мы теряем то что легко дается. Что сделали звери после того как разрушили теремок?
Д.-Построили новый.
У.- Как звери стали жить в новом доме?
Д.- Дружно.
У.- какой урок мы возьмем из этой сказки?
Д.- Нельзя брать чужое, добра не принесет.
У.- Отгодайте следующие загадки:
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.( Лиса)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее...
(Лиса)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Ответ: Журавль
Инсценировка сказки «Лиса и журавль» 4 классом
Лиса и журавль.
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
У.- Какая пословица подходит к этой сказке?
Д.- Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.
У.- Как вы понимаете эти пословицы?
Д.- Как ты поступишь с человеком, так и тебе ответят.
У. – А что надо делать , чтобы к тебе относились хорошо?
Д.- Надо относится к людям так, как ты хочешь чтобы к тебе относились.
Итог мероприятия:
-Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Вы узнали как нас могут учить сказки и что у каждой русской народной сказки есть для вас урок. Сейчас наш библиотекарь Тамара Николаевна объявит самого читающего учащегося и наградит его подарком.
|